Я хочу
КвартируКоттедж
в
от
до
руб.

Header

Авторский подход: элитная архитектура влияет на города

Александр Шевчук, независимый журналист

Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Союза журналистов России с 1983 года.  

С 1994 года специализируется на строительной тематике и вопросах недвижимости. Руководил изданием группы журналов «МИР&DOM» (издательский дом «Элита Паблишер»). Сотрудничал с ведущими российскими изданиями — «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Новые Известия», «Московская правда», «Вечерняя Москва» и др.

Преподаватель дисциплин «Журналистское мастерство», «Деловая журналистика» на журфаке ИГУМО.

Лауреат трёх премий Союза журналистов Москвы и столичного правительства, многократный обладатель премий МАР «Золотое перо», в том числе в 2015 году в номинации «Лучший главный редактор» и в 2016-м «Золотое перо России».

Член Национального Совета РГР, заместитель руководителя Комитета по загородной недвижимости РГР. Организатор и модератор деловых программ, конференций, презентаций, круглых столов (в частности, на выставках «ДОМЭКСПО», «Недвижимость» в ЦДХ, «Арх-Москва-2016».

 

Наследие недавнего советского прошлого – типовая застройка. И даже престижные «брежневки» представляли собой вполне стандартные кирпичные коробки, разве что расположенные в наиболее статусных районах Москвы. Появление в новейшей российской истории жилых домов премиум-класса разорвало устоявшуюся было традицию строить одинаковые здания. «Золотая миля» наглядно продемонстрировала, что архитектура не просто придаёт неповторимый облик сооружению, но и является дополнительным стимулом к приобретению в нём жилья.

Оказалось, что среди современных отечественных зодчих есть творцы, чьи проекты отвечают высоким  столичным стандартам. Их имена зазвучали в связи с появлением того или иного объекта: этот дом Сергея Скуратова, а поблизости Юрия Григоряна, здесь автор Сергей Чобан, а тут неповторимый Михаил Филиппов…

Стоит напомнить, что Москва изначально была «разномастной» и многостильной, так что никаких противоречий не было в том, что новые её «вкрапления», отличаясь друг от друга, тем не менее, деликатно соотносились с окружающей застройкой. Более того, российские архитекторы подтверждали эту тенденцию, например, объединяясь в рамках одного масштабного проекта – за ЖК «Садовые кварталы» взялись сразу семь известных бюро.  Спустя почти десять лет мы можем увидеть итоги их совместной деятельности – в Хамовниках, на месте бывшего завода «Каучук» появился роскошный микрорайон.

В «лужковский» период вдруг стала расхожей фраза «Архитектор правит бал», при этом подразумевалось активное участие и зарубежных мэтров. В частности, желанными гостями у нас стали и Заха Хадид, и Норман Фостер, и Жан-Мишель Вильмотт, и Рем  Колхас, и Эрик ван Эгераат, и многие другие. Да, они предлагали штучный «товар», который сразу привлекал внимание москвичей и гостей столицы. На массовое строительное «производство» их творческие изыски не распространялись. Впрочем, до поры до времени…

Ряд ведущих девелоперских компаний всё-таки рискнули доверить разработку масштабных проектов комплексного освоения территории (КОТ) архитекторам, которые до этого практически не занимались градостроительством. На презентациях среди наипервейших вопросов: «Проект одного или нескольких зданий дело простое, застройка же целого микрорайона, а иногда и минигорода, где надо предусмотреть объекты инфраструктуры, транспортные потоки, общественные зоны и прочие составляющие – совсем другая задача, справиться с которой не каждому дано. На чём основывается уверенность в успешности поставленной задачи – создать комфортную среду обитания большого числа жителей?».

Одними из первых, кто доверился конкретному архитектору, а не, скажем, проектному институту, была компания Urban Group:  Максим Атаянц представил своё видение нового ЖК «Новосходненский». И это был не просто набор строений, расположенных на обширной территории, а чётко выстроенная концепция развития, решённая в едином стиле. Естественно, все детали прорабатывала команда, возглавляемая одним из отечественных столпов неоклассики. Далее на рынок выводились другие проекты, позиционированные как комфорт-класс,  в том числе  «Город набережных», «Видный город», «Солнечная система», город-событие «Лайково» (почти 900 тыс. кв. м жилой и коммерческой недвижимости!) и т.д. - плоды совместного творчества девелоперской структуры и питерского зодчего. Признаться, во всех из них узнаваем почерк Максима Атаянца, подкреплённый качественным исполнением. И остаётся только удивляться: разве это не бизнес-сегмент со всеми его атрибутами!?

Завидное постоянство сотрудничества послужило примером для других застройщиков. Так, допустим, ещё один представитель ленинградской школы, и также предпочитающий классический стиль в творчестве, Михаил Филиппов после изысканных проектов «Римский дом» в Замоскворечье и «Итальянский квартал» на ул. Фадеева откликнулся на предложение ФСК «Лидер» поработать над масштабным (35 га) проектом , название которого образовалось из симбиоза предыдущих авторских работ мастера – UP-квартал «Римский». А на счету Сергея Чобана появились «Фили-Град» («МР Групп»),  Микрогород «В лесу» (Rose Group), «Сердце столицы» («Дон-строй Инвест»), «Новый Зеленоград» («Кутузовское-1»). О последнем из них говорят хотя бы такие цифры: площадь участка 14,12 га, где строители возведут 635,13 тыс. кв. м недвижимости (из них - 352,144 тыс. кв. м жилой), 5 детских садов, 2 школы и т.д.

К слову, вновь напомнили о сотворчестве нескольких архитектурных бюро в рамках одного масштабного проекта такие заметные стройплощадки столицы, как «Зиларт» на 65 га - 1 520 тыс. кв. м. жилых площадей, а также социальные, культурные, образовательные и развлекательные учреждения («Проект Меганом», SPEECH, «Сергей Скуратов Architects», «Цимайло Ляшенко и партнёры», «Мезон проект», Asymptote) или многофункциональный комплекс «Западный порт» на 10,6 га – 384,1 тыс. кв. м (Сергей Чобан, Владимир Плоткин, Сергей Успенский, Сергей Гусарев (ТПО «Резерв»), Андрей Романов, Екатерина Кузнецова («АДМ»)).

Автору на днях довелось посетить несколько строек в Санкт-Петербурге и столкнуться с похожим раскладом в создании больших проектов. Например, в пул по разработке жилого комплекса «Европа-Сити» (на площади 6,9 га – 179,98 тыс. кв. м застройки, 1645 квартир) вместе архитектурным бюро «Евгений Герасимов и партнеры» вошли  и представители SPEECH, руководимого Сергеем Чобаном.

Что касается, Евгения Герасимова, то и он практически стал эксклюзивным архитектором проектов девелоперской компании LEGENDA. Стартовав три года назад с клубного дома премиум-класса «Победа, 5», эта компания создала свою линейку жилья для массового потребителя: SMART-проекты появились на Оптиков, Яхтенной, Дальневосточном, Комендантском, Героев…Авторские решения проектировщиков выгодно отличаются от конкурентов. Застройщики не скрывают, что градостроительные решения, архитектура зданий, организация дворового пространства, планировка и функционал помещений сыграли решающую роль в успешности реализации новостроек.

Да, мы теперь вряд ли окажемся в ситуации героя рязановского фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Жени Лукашина. Конечно, улица Строителей есть практически в каждом городе, однако типовая застройка уходит в прошлое. И за «непохожесть» новостроек, в том числе массового сегмента, взялись архитекторы с именем, которое они заслужили на уникальных, но отдельных проектах. Время проявить себя в более широком диапазоне пришло!    

 

Источник: FromMillion.ru

Интересные материалы