Header

Высокое искусство

Александр Шевчук, колумнист FromMillion.ru

Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Союза журналистов России с 1983 года.  

С 1994 года специализируется на строительной тематике и вопросах недвижимости. Руководил изданием группы журналов «МИР&DOM» (издательский дом «Элита Паблишер»). Сотрудничал с ведущими российскими изданиями — «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Новые Известия», «Московская правда», «Вечерняя Москва» и др.

Преподаватель дисциплин «Журналистское мастерство», «Деловая журналистика» на журфаке ИГУМО.

Лауреат трёх премий Союза журналистов Москвы и столичного правительства, многократный обладатель премий МАР «Золотое перо», в том числе в 2015 году в номинации «Лучший главный редактор» и в 2016-м «Золотое перо России».

Член Национального Совета РГР, заместитель руководителя Комитета по загородной недвижимости РГР. Организатор и модератор деловых программ, конференций, презентаций, круглых столов (в частности, на выставках «ДОМЭКСПО», «Недвижимость» в ЦДХ, «Арх-Москва-2016».

 

В своё время концерн КРОСТ заключил договор с Третьяковской галереей и подъезды корпусов WelltonPark украсили полотна великих мастеров. Начинание поддержали другие ведущие девелоперские компании и теперь на рынке дорогой недвижимости представлены проекты, где искусство представлено во всей своей красе. Причём, охваченными стали все его направления: от классики до поп-арта. Насколько новые галереи, выставочные залы, музеи, арт-площадки на открытом пространстве влияют на главное – востребованность объекта? Или так и остаются всего лишь маркетинговым ходом застройщика, а для состоятельных домовладельцев приятным бонусом?

Украшательства ради?

Сегодня для привлечения клиента девелоперы используют множество различных «фишек» в строительстве жилья: экспериментируют с тематическими входными группами, создают уникальные элементы благоустройства придомовых территорий и интересную архитектуру.

Использование в проекте произведений искусства – один из способов привлечения внимания, считает управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов. «Появление на территории жилых комплексов необычных объектов – картин, скульптур и инсталляций – относительно новое явление на российском рынке недвижимости. Если раньше ЖК «украшали», ограничиваясь по большей части яркими фасадами домов или что реже рисунками, то теперь уже можно встретить проекты с различными предметами искусства. Для девелоперов это, безусловно, инструмент продвижения своего проекта и маркетинговый ход. Объекты искусства подчеркивают индивидуальность объекта и делают его более интересным для клиента», – подчёркивает эксперт.

«Действительно, конкуренция на рынке и требования клиентов к качеству жизни настолько высоки, что застройщикам приходится быть изобретательными, творческими, наполнять свои проекты не только премиальной инфраструктурой, но и идейно, концептуально. Они продают образ жизни, и кто этого не делает, продолжая продавать только квадратные метры, тот проигрывает в борьбе за спрос. Вот почему для части проектов преимуществом и концептуальной изюминкой становится близость галерей, выставочных пространств, модных мест, а где есть возможность сделать это частью самого проекта, девелоперы используют этот вариант», – поддерживает коллегу председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.

MOSS Apartments

Директор департамента по работе с девелоперами Savills в России Александра Синилова отмечает: «Если вернуться к истории создания галерей в России, где основной пик приходится на середину-конец XIXвека, то в этот же период можно наблюдать рост не только художественного искусства, но и архитектурного. В этот период появляются наиболее интересные, яркие, красивые дома, являющиеся шедеврами русской архитектуры, созданные Шехтелем, Кекушевым, другими зодчими.

Сегодня мы наблюдаем схожую тенденцию: изобразительное искусство активно влияет на архитектуру. Уходят в прошлое дома «без души» из стекла и бетона. На их место приходят новые шедевры, архитектура и облик которых перекликаются с актуальными трендами искусства в их первоначальном понимании. Гармония и композиция, игра света и тени – все это вдыхает новую жизнь в проекты, делает их современными и непохожими друг на друга, привлекает к ним внимание».  

MOSS Apartments

Картина маслом

Генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталья Кузнецова утверждает, что такие проекты как, Barkli Gallery и Cloud Nine относятся к категории элитных, где ценообразование построено исходя из особой модели потребления. «Их нужно подавать с точки зрения их уникальности и единичности, иначе они потеряют в своей ценности, – рассказывает она. – Знание, согласно Леонардо да Винчи, происходит из восприятия. И в конце концов, цена – это тоже всего лишь наше восприятие. Поэтому реализация особенно люксовых продуктов требует дополнительной подачи для создания именно добавочной стоимости продукта. Несмотря на то, что в сегменте элитной недвижимости на рынке представлено всего 35 проектов, потребителям есть из чего выбрать. Поэтому девелоперы этого класса находятся тоже в условиях конкуренции. При среднем чеке в 110 млн. рублей борьба идёт абсолютно за каждого клиента».

Управляющий партнёр Contact Real Estate Денис Попов согласен с утверждением, что привлечение в проекты элитных новостроек известных дизайн-бюро, которые наполняют их произведениями искусства, безусловно, повышает конкурентоспособность проектов. «Чем выше категория дома, тем важнее является тщательная разработка его концепции, включая дизайн входных групп и внутренней территории, которые являются продолжением внешнего облика дома и формируют первое впечатление покупателя об объекте. Что касается влияния произведений искусства на стоимость жилья, то такие факторы могут влиять на конечную стоимость проекта, повышая его статус и ликвидность. Если сравнить Cloud Nine и Barkli Gallery с проектами конкурентов в той же локации, то их стоимость примерно на 10-15% выше чем у соседних домов, созданных без акцента на высокое искусство».

Резиденция МОНЭ

В качестве других примеров он приводит MOSS Apartments, в пространство которого интегрирована художественная галерея российских и иностранных художников, работы которых можно купить. Апартаменты также украшены картинами. На заднем дворе дома установлены необычные скульптуры, которые продолжают концептуальное пространство проекта. В «Резиденции Монэ» просторный холл с высокими потолками украшен репродукциями великого импрессиониста Клода Монэ, яркие работы которого эффектно оттеняют сдержанную палитру интерьера.

Александра Синилова, в свою очередь, добавляет в этот перечень проект The Mostman, расположенный в Таганском районе в окружении скверов и тихих улочек. В 7-этажном клубном доме расположатся 48 квартир. Ажурный фасад из юрского мрамора в сочетании с кварцевым гранитом создают неповторимую пластику фасада, передающую характер дома и его настроение в зависимости от времени года и погоды. Безусловно, он станет ярким украшением и одним из ярких художественных экспонатов галереи «Москва».

Cloud Nine

Недавнее открытие pop-up галереи современного искусства на территории элитного комплекса Cloud Nine стало событием, собрало селебритис и статусных гостей. Коммерческий директор Vesper Наталья Шичанина сообщает, что эта идея воплотилась благодаря галерее «Триумф».

В первой экспозиции собраны работы двух ведущих арт-групп, ежегодно представляющих Россию на международной биеннале современного искусства в Венеции: AES+F и Recycle. В камерном пространстве pop-up галереи экспонируется тондо группы AES+F из проекта LastRiot. Арт-группа Recycle Group представила работы из проекта Part of the Moment. Проект Cloud Nine фактически представляет собой арт-объект городского масштаба. Концептуальная архитектура объединяет четыре исторических здания XIX-XX веков. После проведения работ по реновации в них будет расположено 45 квартир класса deluxe. Два внутренних двора выложены красочной мозаикой, они объединяют дома в единый архитектурный ансамбль, созданный по подобию исторических площадей в городах Европы.

Масштабное решение

Recycle Group представлена и в другом знаковом проекте столице – ЖК «Символ», который реализует «ДОН-Строй». Одним из культурных его элементов стал Арт-парк, спроектированный креативным бюро Wowhause. Парк украсил ряд скульптур, инсталляций и арт-объектов от известных молодых художников России: Crocodile POWER, Recycle Group, KG20, KY16, Георгия Браговского, Ивана Горшкова и других. Большинство произведений были созданы из найденных на территории бывшего завода «Серп и Молот» артефактов: кирпичной кладки, фрагментов заводских объектов, скульптур, сохранившихся металлических конструкций. Представленные сегодня в Арт-парке произведения искусства останутся в «Символе» навсегда – после завершения строительства они будут украшать центральный парк квартала «Зелёная река».

В пресс-службе компании «ДОН-Строй» отмечают: цели, которые преследует девелопер, наполняя свой объект культурной «начинкой», во многом зависят от класса дома. К примеру, при работе над масштабным «Символом» закладывалась основа для формирования облика нового городского района. Зато в камерных элитных объектах элементы искусства скорее работают над атмосферой дома и призваны подчеркнуть его индивидуальность и особый характер.

Резиденция МОНЭ

Наглядный пример – дом класса deluxe Barrin House. Фасады здания украшают барельефы, сделанные по эскизам известных художников Андрея и Павла Наличей. Они имитируют сценки из жизни дворянских усадеб XIX века, тем самым связывая нейминг дома с его архитектурным обликом. Всего на главном фасаде здания, выходящем на Малую Пироговскую улицу, установлено 22 барельефа высотой 3 метра и шириной до 2,2 метра.Тема «барской» жизни XIX века получила свое развитие и в интерьерах входных групп, которые украшают бронзовые скульптурные композиции, изображающие сценки: «На охоте», «Дуэль», «Крокет» и другие.

Илья Менжунов подтверждает стремление девелопера визуально рассказать какую-то историю о проекте и его окружении. Например, в ЖК «Царская площадь», реализацией которого занимается MRGroup, вся концепция выстроена вокруг жизни семьи Романовых. Архитектурная и смысловая доминанта проекта – Царский павильон 1882 года, расположенный на территории ЖК. Рядом с ним будет организована пешеходная галерея с фонтанами и арт-объектами, которые станут не просто эстетически привлекательными формами, а подчеркнут историю этого места. В другом проекте компании – ЖК бизнес-класса «Пресня Сити» предусмотрена открытая выставочная зона со скульптурами и арт-объектами, а перед въездом в комплекс – парящие в воздухе красные кони. Данная инсталляция станет не только объектом искусства, а своего рода отражением истории места. Красные кони отсылают к русскому авангарду – направлению, памятником которого является здание хлебозавода им. Зотова, расположенного на территории комплекса. В нём, к слову, после реконструкции собираются разместить коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Эту тенденцию отмечает и Наталья Кузнецова: искусство активно участвует в развитии территорийредевелопмента бывших промышленных зон. В качестве примера она приводит масштабный проект ЗИЛАРТ –  там обещают появление музейного центра современного искусства «Эрмитаж Москва» и другие выставочные пространства. В составе ЖК «Нескучный Home&Spa» (застройщик Gorn Development) формируется культурное пространство «Авангард» общей площадью около 7 тыс. кв. м: выставочные и лекционные залы, event-зоны и смотровую площадку.

Руководитель департамента продаж элитной недвижимости «БЕСТ-Новострой» Валерия Яновская напоминает о ЖК NV/9 ARTKVARTAL (компания INSIGMA), который создаётся на территории будущего Арт-Квартала площадью 510 га.Продажи в камерном клубном комплексе стартовали в прошлом году, и проект уже получил высокую оценку и от профессионалов рынка, и от покупателей.В проекте предусмотрена очень интересная опция – на первом этаже будет расположена картинная галерея, кроме того, помещения на первых этажах будут за символическую плату сданы в аренду под организацию художественных салонов и художественных мастерских.

Волшебная сила – искусство. Его влияние на архитектуру новостроек всё более усиливается, подтверждают специалисты. Однако наполняя жилые комплексы арт-объектами, организуя выставочные пространства, девелоперы рассчитывают не столько увеличить добавленную стоимость проекта, сколько сделать его более ликвидным.

Естественно, ничто не заменит покупателю другие более важные характеристики ЖК: например, месторасположение и качество используемых при строительстве материалов. Поэтому интересные скульптуры и инсталляции, живописные полотна или современные артефакты используются в качестве дополнения к основным составляющим объекта исключительно для его выделения в массе других проектов, что делает его уникальным и узнаваемым.

 

Источник: FromMillion.ru

Новости

Интересные материалы

Оформите подписку на самые интересные
новости из мира элитного жилья