Статья
Искусство откренивания: яхтенный ликбез для новичков
Если вы задумываетесь о покупке яхты или собираетесь с друзьями на морскую прогулку, будет полезно запомнить несколько базовых терминов. На курсы можно записаться потом, а для начала достаточно небольшого ликбеза. И вы уже будете знать, с какой стороны подходить к яхте и как можно быть полезным на борту, ничего не делая.
Какие бывают парусные яхты
Яхты бывают спортивные и круизные. В первом случае комфорт приносится в жертву скорости и маневренности. Часто даже гальюна и перегородок между каютами нет. Такие яхты нужны, чтобы побеждать в регатах. Да, отсутствие ремонта и удобств значительно облегчает корпус на воде.
Круизные подходят долгих морских переходов, здесь есть деление на каюты и прочие удобства. Судно больше 60 фунтов футов считается люксовым. Здесь могут быть кровати из натурального дерева, мраморные столешницы в кают-компании и прочие атрибуты роскоши. Такие суда обычно строятся на заказ (реализация проекта с нуля в среднем занимает 2 года) и предполагают наличие постоянной команды.
Из чего состоит яхта
Главное запомнить, где нос, где корма и как называются основные паруса ̶ для начала этого будет достаточно ( а с гротом, генуей и шкотом вы разберетесь в процессе) Небольшой передний парус ̶ это стаксель, задний (ближе к корме) ̶ грот. Паруса крепятся на рангоут. Он состоит из мачты и гика ̶ перекладины, перпендикулярной мачте. Этот самый гик по-английски звучит как boom, и оправдывает своё название ̶ при сильном ветре легко может сбить человека за борт.
И помните, шкотовая лебёдка, транец, стаксель-шкот, бульб-киль и буксирный конец тузика ̶ эти термины вначале кажутся птичьим языком. Но все яхтсмены с чего-то начинали.
Кто есть кто на яхте
В большинстве случаев управление берёт на себя команда, где каждый знает, за что ему отвечать. Шкипер ̶ самый опытный морской волк, он координирует действия остальных. Рулевой держит штурвал и пытается не отклоняться от курса. Шкотовые (их несколько) настраивают паруса ̶ у каждого свой. А ещё есть питмен, мачтовый, баковый, триммер грота и другие ̶ чем больше яхта, тем более узкоспециальными становятся роли членов команды. И не забудем про кока ̶ ведь он готовит!
Кстати, когда кто-то из членов команды не занят, он не слоняется без дела, а откренивает ̶ то есть, находится на том борту яхты, который выше, чтобы минимизировать крен. Так что даже если вы ничего пока не понимаете в яхтах, вы можете быть полезны на борту.
И напоследок несколько мифов о яхтинге, которые давно пора развенчать.
Миф №1: Ходить под парусом опасно
Утверждение времён Колумба и Васко да Гамы. Сегодняшние яхты выдерживают любой шторм и устойчивы на воде, а средства навигации и радиосвязи помогут не сбиться с маршрута или подать сигнал в любой ситуации.
Миф №2: Яхта ̶ это спартанские условия
Большинство мореходов всё-таки неравнодушны к комфорту: несколько туалетов, душ, антискользящее покрытие палубы и мебель из ценных пород дерева.
Миф №3: Морская болезнь никого не щадит
Если в детстве вас укачало в каюте теплохода, не факт, что на палубе яхты это повторится. Свежий воздух, лёгкий бриз и увлекательные занятия помогают справиться с недомоганием. В экстренных случаях помогают таблетки от укачивания.
Миф №4: На яхте скучно
Загорать на лежаке, купаться в открытом море, поднимать паруса, рыбачить и готовить улов, в конце концов, можно причаливать, где душа пожелает, и знакомиться с местной культурой ̶ какая тут скука, когда вокруг столько интересного.
Источник: FromMillion.ru