Header msity

Статья

«Москва-Сити»: настоящее и будущее главного делового центра Москвы

«Москва-сити» часто сравнивают с деловыми кварталами мировых столиц: Нью-Йорка, Лондона или Парижа. Высокая плотность застройки, сосредоточение финансовых и юридических компаний, интересные архитектурные решения, меняющие облик города, и прекрасный вид на мегаполис с исполинской высоты. Наравне с поклонниками находятся и их явные противники. Значение и значимость ММДЦ «Москва-Сити» обсудили в лектории Музея Москвы на дискуссии «Москва-Сити» – гордость современной Москвы или градостроительная ошибка?»

Вакантное место

Территория, на которой сейчас расположен деловой центр, еще с 1930-х годов привлекала к себе внимание. Сначала ее видели частью Краснопресненского парка, которого планировали расширить. Проект так и не был реализован, и спустя 30 лет у места появилось новое назначение: она рассматривалась в качестве площадки для проведения Всемирной выставки «Экспо» 1967 года, которая в итоге прошла в Монреале.
Заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко, принимавший участие в проектировании «Москва-Сити», отметил, что территория всегда рассматривалась  резервной для создания общегородского общественного или выставочного пространства.  И в 1990-х годах появился проект возведения серии высоток под бизнес-центр.

Проект пересматривался не один раз. Самый первый план включал в себя в три раза меньше зданий. Изначально планировалось создать центр в форме буквы «П» и в какой-то степени воспроизвести Манхэттен. Между зданиями был спроектирован парк. Однако на месте парка в скором времен появился ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», а небоскребы выросли примерно в два раза. Отказались и от башни «Россия» Нормана Фостера, которая рассматривалась как доминанта «Москва-Сити».

Сразу встал вопрос, будет ли готово пространство к такому количеству зданий и людей. Однако при проектировании был заложен большой резерв мощностей инженерных сетей и коммуникаций, а также развития транспортной инфраструктуры, поэтому проект можно было безболезненно расширять. На сегодняшний день запланировано возвести 23 объекта, общая площадь которых составит порядка 4,5 млн кв. м.

На высоте международных проектов

Проект «Москва-сити» будет завершен уже в 2018 году – закончатся все строительные работы. Сейчас возведено 10 из 23 объектов, 8 находятся в активной фазе строительства. «Если посмотреть на Сити с набережной, то можно заметить, что это практически завершенный комплекс, линия района выстроилась, он стал символом современной Москвы», – отметила Татьяна Вольцингер, директор по развитию ОАО «СИТИ», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити».

Назвать «Москва-Сити» долгостроем нельзя. Проект непростой, требует много инвестиций, и международный опыт показывает, что он не может быть реализован за короткое время, как строительство обычного ЖК. Московский Сити – один из них самых молодых деловых центров, его строительство ведется всего 18 лет. Парижский La Défense строят уже 58 лет (с 1956 года), а лондонский Canary Wharf – 26 лет (с 1988 года).

Также в сравнении с мировыми деловыми центрами, «Москва-Сити» отличается не столько высокой плотностью застройки. И она наиболее оптимальна: «Когда городские кварталы рассредоточены по территории, это приводит к необоснованным расходам по содержанию транспортной и инженерной инфраструктуры», -- отметила Татьяна Вольцингер.

Транспортная доступность

 «Сейчас Сити – это город в городе, внутри все в порядке, а снаружи – нет, -- отметил Сергей Ткаченко. – Поэтому именно развитие дорожной сети Москвы позволит разгрузить транспортные потоки по направлению к деловому центру».

Строительство транспортно-пересадочного узла, по словам Алексея Митяева, советника руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, будет завершено в 2015 году. Он объединит в единую сеть московскую кольцевую железную дорогу, метро и наземный транспорт, а в 2016 году к Третьему пересадочному контуру метрополитена будет подключена станция метрополитена «Деловой центр».

Сегодня центр посещают порядка 80 тыс. человек. Как только транспортный план будет реализован, к концу 2018 года Сити ежедневно сможет принимать до 250 тыс. человек. Вопрос парковок также планируется решить в ближайшее время - на данный момент в Москва-Сити 9 тыс. машино-мест. К 2018 году, после завершения всех объектов общее количество мест для автомобилей достигнет 30 тыс. единиц. Также во время дискуссии была развита идея решения транспортного вопроса другим путем – введения платного въезда. Эксперты не отрицают, что подобная идея может быть принята.

Вопрос функциональности

С введением эксплуатацию уже построенных башен, город получил большое количество площадей, которые не стали востребованы так, как это ожидали инвесторы и девелоперы. «Уже сегодня в Сити колоссальная конкуренция за арендаторов и достаточно высокий уровень вакантных площадей, -- Валерия Мозганова, руководитель направления «Недвижимость» на радиостанции Business FM. – И хорошо, если все те сотни тысяч человек, на которые рассчитан Сити, будут туда приезжать – так мы будем иметь один набор проблем. А кто думает о том, если они туда не приедут. Такой сценарий может сложиться, если подмосковное правительство выполнит свои обещания и построит на территории Подмосковья десять заявленных Сити, и предложит там хорошие ставки. Тогда у Сити, вероятно, появится другой набор проблем».

«Применение среднестатистических показателей для «Сити» не вполне уместно, поскольку район представляет собой субрынок со своими законами, определяющими инвестиционную привлекательность и сроки заполняемости объекта; в среднем они составляют 3 года», -- отметила Татьяна Вольцингер. По информации аналитического центра ОАО «СИТИ», занятость зданий высока: наилучшая ситуация сейчас в «Башне на Набережной», которая заполнена на 89%, «Северной башне» – 93%, «Городе столиц» – 91%, «Империи» – 87%. В небоскребах, сданных в эксплуатацию к 2011 году, уровень заполняемости достигает порядка 90%.

Пространство Сити

Одной из важнейших задач видится благоустройство территории между высотками, создание рекреационных зон на территории «Москва-Сити». Этой задачей занимается архитектурное бюро Megabudka. «Мы хотим, чтобы пространства между башнями «Москва-Сити» заполнялись не только утром и вечером, когда люди идут на работу и с работы, но и в период между часами пик, и в выходные дни, -- рассказал  Артем Укропов, главный архитектор бюро. – Людям должно быть понятно, куда идти, должен быть вектор направления. Кроме того, мы хотим создать действительно безбарьерную среду».  

Рассматривается Сити и для досуга, когда любой житель Москвы или гость столицы, может приехать в «Москва-Сити». Об этом рассказала директор музея «Сити» Ирина Хоменко: «Недавно на территории «Москва-Сити» открылся детский город «Мастерславль» площадью 6 тыс. кв. м, где дети от 5 до 14 лет могут осваивать профессии. Люди приходят смотреть на монумент «Древо жизни» Эрнста Неизвестного, есть и копия башни Татлина, пользующая интересом у посетителей. Конечно, культурному компоненту еще предстоит развиваться, но начало положено – и это правильный путь».

Кроме того, важно решить проблему навигации в Сити: сегодня человеку, впервые попавшему в деловой центр, будет сложно сориентироваться. Навигация Сити должна быть логичной и понятной.

Юлия Ведрова,

специально для FromMillion.ru

фото: https://commons.wikimedia.org/

Источник: FromMillion.ru

Новости

Интересные материалы