Преображение завода имени Казакова: по-японски, не спеша
Журналист и литератор. Училась в Новосибирском государственном университете (факультет журналистики) и Европейском университете в Санкт-Петербурге (факультет социальной антропологии).
В сфере недвижимости, архитектуры и урбанистики работает более шести лет. В 2013-2018 гг. – главный редактор портала Mesto.ru. В настоящее время является контент-продюссером проекта FromMillion.ru.
Победитель международного конкурса поэзии им. Ольги Бешенковской (Германия, 2015), обладатель Корнейчуковской премии (Одесса, 2015), автор сборника стихотворений «Снег, которого не было» (Германия, Stella,2016).
Сфера интересов: путешествия, история архитектуры и искусства, джаз, красивые вещи, хорошие люди
Недавно Москомархитектура разослала в СМИ новые рендеры проекта по редевелопменту 12 гектар промышленных территорий убыточного завода имени Казакова на Кутузовском проспекте.
Планировку этого участка и современную концепцию застройки разработала звездная команда японских архитекторов из бюро Kengo Kuma & Associates. Это уже совсем другая Москва и совсем другая жизнь: гармоничные формы, пешеходная галерея, много зелени и каскад зданий, который будет созвучен и высоткам Москва-Сити, и старой застройке Кутузовского.
«Это знаковая точка на карте столицы – здесь Москва-Сити, река, сложный транспортный узел – рядом несколько станций метро, МЦК, при этом территория завода вырвана из городского контекста и мешает добиться связанности общественной зоны вдоль Кутузовского проспекта и реки. Проект бюро Kengo Kuma & Associates решает эту проблему. Комплекс имеет проницаемую структуру, большое внимание уделено включению зеленых насаждений в проект», – рассказал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Похоже, одна из самых проблемных точек на карте центральной части Москвы в ближайшее время обретет современный облик, отвечающий запросам актуальных тенденций урбанистики. И история почти 15-летнего болезненного редевеломпента куска земли между Кутузовским и Москвой-рекой наконец подойдет к хэппи-энду.
Некуда спешить
Завод, о котором идет речь, – один из старейших в стране: он был основан еще в царские времена, в 1917 году, в помещении бывших Пруссаковских бань. Здесь сначала ремонтировали, а потом и производили высокоточные проборы. В 1919 году завод «Авиаприбор» был передан Главному управлению Военно-Воздушного Флота СССР.
На заводе выпускали автосвечи, взрыватели, измерительные инструменты, указатели скорости и высоты и т.п. В 1980-е ему даже присвоили имя министра авиационной промышленности Василия Казакова. Однако в условиях свободного рынка завод стал откровенно убыточным, и большая часть корпусов просто сдавалась в аренду.
Впервые о застройке территории Московского приборостроительного завода заговорили в 2004 году, когда предприятие ОАО МПЗ № 1 перешло под контроль группы «Продимекс» (крупнейший производитель белого сахара). На тот момент рыночная стоимость участка оценивалась в $50-170 млн, и «Продимекс» планировала возвести на этих землях жилье бизнес- или премиального уровня. Однако планам не суждено было осуществиться так быстро.
К октябрю 2006-го стало ясно, что в числе владельцев перспективной территории будут другие структуры – а именно «Базэл» Олега Дерипаски и Mirax Group Сергея Полонского.
Компания Дерипаски «Альтиус девелопмент» приобрела на аукционе Российского фонда федерального имущества 51% акций завода в конце 2006 г. При начальной цене в 110 млн руб. госпакет ОАО «Первый Московский приборостроительный завод им. В. А. Казакова» был продан за 5 млрд руб.
Спустя полгода добавился новый игрок: Mirax Group Сергея Полонского. Компании долгое время вели переговоры о совместном освоении этого участка. В 2007 году дело называли почти решенным – участок был включен в проект «Большого Сити», началось проектирование.
Как это могло бы быть
Первая визуализация, которую нам удалось найти, датирована 2010 годом. Здесь предполагалось возвести крупный бизнес-центр и обширные торговые площади, а также паркинг почти на 5000 машиномест. На тот момент видение застройки было вполне актуальным – много стекла и бетона, и каждый метр площади должен был быть потрачен «с пользой». Никаких общественных пространств, зато много площадей, которые можно было бы сдавать в аренду. Злые языки шутили, что корпуса-стекляшки похожи на рассыпанные вставные челюсти…
Инвестиции в проект оценивались в $2 млрд, а завершить всю стройку партнеры собирались до конца 2015 г. Но начать работы так и не смогли. Планам помешал кризис 2008 года, а затем Полонский покинул Россию и его компания прекратила существование.
Единоличным владельцем участка остался «Базовый элемент» Дерипаски, однако и он не спешил приступать к строительству. К 2014 году появился другой проект – с высотными башнями, которые должны были перекликаться с небоскребами Москва-Сити. Он делал акцент на возведение жилых корпусов, поскольку к тому времени стало ясно: центр Москвы нуждается в современном комфортном жилье. Эксперты оценивали вложения в квартал в $740 млн.
Реализация проекта затягивалась, видимо, еще и из-за позиции Градостроительно-земельной комиссии Москвы. Если это так, то большое им спасибо: потому что лучшее в этой истории было впереди.
Инвесторы и покупатели между тем были в напряженном ожидании: спрос на жилье в западной части Москвы, особенно в районе престижного Кутузовского, всегда остается очень высоким. При этом здесь, в районе «Парка Победы» и «Кутузовской», площадок для строительства больше, считай, и нет.
Это будет красиво
В 2014 году прошел слух, что у Олега Дерипаски не хватает средств для завершения проекта и участок покупает группа «Ташир» Самвела Карапетяна, однако позже «Базэл» опроверг сообщение о планах продажи территории завода в Москве.
Стало тихо еще примерно на два года.
А затем декабре 2016-го на Архсовете широкая публика увидела новые рендеры квартала с абсолютно другим подходом к урбанистике. Инновационный концепт застройки предложило культоваое японское бюро Kengo Kuma & Associates. Главное отличие от всех предыдущих идей – «хорошая проницаемость», говоря профессиональным языком градостроителей. А если по-простому – это застройка «с человеческим лицом», когда квартал не превращают в закрытый анклав, а делают удобным для жизни и прогулок.
Детальный проект планировки территории взялось разработать российское бюро Master’s Plan.
«Надо сказать, что территория завода «вытянутая», она идет от Кутузовского проспекта до берега Москвы-Реки. Главная идея – это создание пешеходного маршрута. Теперь можно будет от Кутузовского выйти прямо на набережную реки, и даже больше – город уже думает над тем, как бы связать два берега для перехода в Сити. Рассматриваются возможные варианты строительства пешеходного моста в этом месте», – рассказала Юлия Зубарик, руководитель Master’s Plan.
Кварталы нового комплекса сформированы уже совершенно по другому принципу: так, чтобы пешком было удобно дойти до магазина, школы, детского сада или остановки метро. Внутри квартала будет японский сад с ландшафтным дизайном, искусственный холм, пруд, ручей и большая зеленая территория с крупномерными посадками в естественном стиле.
«Здания будут объединены между собой общими фасадами из матового анодированного алюминия, который будет отражать свет, и создаст ощущение легкости и прозрачности. Для обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры формируется образовательное ядро, состоящее из детского сада и школы», – отметил Сергей Кузнецов.
Проектные решения ориентированы на создание «точек притяжения» в том числе и для людей, которые живут поблизости. Планы по развитию бывшего завода также предусматривают формирование новых улиц и велопешеходных маршрутов. Площадь жилой недвижимости составит порядка 150 тысяч кв. м. Здесь будут также офисы, большой паркинг, две школы (сюда впишут уже существующую гимназию № 1567 плюс построят новую), детский садик и торговая галерея.
«Кенго Кума – один из лучших архитекторов в мире, и можно только порадоваться, что в Москве хотят работать такие профессионалы. Как ранее отметил мэр Сергей Собянин, Москва становится не только городом идей и разговоров, а городом реализованных архитектурных амбиций и планов, что крайне важно с точки зрения международной репутации», – добавил главный архитектор.
Пока рано делать выводы о том, к какому именно классу будет принадлежать жилье в новом квартале. Но уже очевидно, что проект вызовет бурный интерес и у инвесторов, и у покупателей – многие ждут реализации этой идеи уже десяток лет.
На сегодняшний день в ближайшем строящемся комплексе – «Фили Сити» – стоимость однокомнатной квартиры начинается от 9,1 млн рублей. В Match Point предложение начинается от 9,7 млн. В старом фонде на Кутузовском проспекте даже беглый анализ показывает, что вариантов дешевле 12-15 млн рублей просто не найти.
А с учетом того, что новый квартал будет не просто «квадратными метрами», а проектом выдающейся архитектуры и инновационных решений в урбанистике, можно говорить, что он получит статус не ниже «бизнес», а то и «премиум».
И да, прекрасно, когда некоторые вещи совершаются по-японски, не спеша.
Источник: FromMillion.ru