
Архитектура определяет сознание
Художник-оформитель по образованию. С 2000 года занимается проектированием мебели и выставочных экспозиций, с 2004 года – проектированием интерьеров и малой архитектуры.
Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание — писал Карл Маркс. Следовательно, архитектурная среда в которой мы находимся, оказывает влияние на формирование нашего сознания.
В архитектуре выражаются представления о гармонии и эстетические предпочтения поколения. Так, в современном европейском обществе холодного прагматизма строятся здания из стекла и металла, подчеркивающие торжество высоких технологий и функциональности. В этом стиле построены деловые районы Дефанс, Канэри Уорф, Москва-Сити и подобные им. Являясь отражением общественного вкуса, передовая элитная архитектура и сама транслирует актуальные тенденции на обывателя, создавая некий тоннель реальности, в которой он живет.
Наиболее значимые постройки каждой эпохи становятся символами как Эйфелева башня, Крайслер-билдинг, Биг-Бен, и создают городам и странам лестную, не всегда реалистичную репутацию. Известно, что у японских туристов возникают психические расстройства, когда выясняется что их представления о городе мечты — Париже не соответствуют действительности.
В традиционной культуре самое большое влияние на людей оказывала храмовая архитектура. Места поклонения, имеющие священное значение, часто возводились с привлечением больших средств и усилий. Такие постройки как собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра или собор Святой Софии строились на протяжении веков, с применением передовых для своего времени приемов строительства и оформления.
Именно будучи покоренными красотой собора Святой Софии, русские послы советовали князю Владимиру принять православие: "<...> и не знали мы, или мы на небе были или на земле ибо нет на земле и такого зрелища или красоты такой <...>" 1. Долгое время культовые постройки были наиболее впечатляющими строениями, и формировали у современников почтительное отношение к религии и ее системе взглядов на мир. Интересно, что шесть из семи чуде света — это объекты культового назначения.
Влияние архитектуры на формирование личности в эпоху модерна можно отследить через элитные дома сталинского периода. Советская архитектура того времени должна была затмить все предыдущие постройки своим размахом. Взятая за основу эстетика римской империи, создавала новую, прекрасную картину мира при коммунизме. На барельефах зданий изображались трудящиеся в образе молодых языческих богов, а геральдические символы выражали изобилие и превозносили орудия труда.
Невероятно амбициозный проект дворца съездов, возвести который планировалось на месте храма Христа Спасителя, должен был окончательно убедить общество в безошибочности коммунистического курса, идеология которого, как предполагалось, придет на смену вере в Бога. В 1928 году швейцарский архитектор Александр фон Зенгер писал: "<...>Мы стоим не перед феноменом новой эстетики, а перед демонстрацией стремящейся к единоличному господству секты, которая использует искусство как средство<...>" 2.
Сохранившаяся во времени элитная архитектура обретают ауру сакрального места. Объекты архитектурного наследия позволяют человеку оказаться в той атмосфере, которая окружала предков, увидеть, что их вдохновляло, ощутить каким было их мировоззрение, как они видели окружающий мир и свое место в нем. Памятники архитектуры как объекты, которые используются разными поколениями людей, помогают традиционной культуре интегрироваться в современный контекст. Через такие объекты проходит культурная связь между эпохами и формируется понимание своей причастности к общему историческому пути. Большинство туристов, приехав в Москву, прежде всего стремятся увидеть кремль, собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя, как главные объекты культурного наследия.
Возможно, знаковые постройки нашего времени также войдут в историю архитектуры и будут вызывать интерес у потомков. Известные архитектурные бюро, привлекаемые для возведения объектов премиального класса ведут активный поиск новых форм и конструкторских решений, которые создают и отражают общественный вкус. В настоящее время в России усиливается интерес к народной культуре и национально-романтическим образам. На этом фоне можно ожидать возрождения и актуализации в архитектуре русского стиля. Обновленное видение древнерусской архитектуры может дать начало новому яркому течению в искусстве, и формированию новых ориентиров.
1 Летопись русский - К, 1989 - С 61.
2 А. V. Senger, "Krisis der Architektur", Zurich, 1928, c. 8-9.
Источник: FromMillion.ru