
Статья
«Бегущая по волнам»: самый красивый непридуманный парусник
Валентин Кельбах – один из создателей удивительного парусного судна «Бегущая по волнам» (Runningon Waves LTD) . Он рассказал редакции From Million о странах, где любят и ценят парусные корабли, о специфике круизных путешествий под парусами, строительстве великолепного судна и многом другом.
Хотелось сделать что-то удивительное и красивое. И мы это сделали. «Бегущая по волнам» – настоящее парусное судно. Конечно, у него есть моторы, дизель-генератор, автоматическая система управления,как у любого современного парусника, – иначе его просто не выпустили бы в море. Но кораблей подобного класса в мире не так много. Кроме нашего, таких судов, чтобы судно класса А было парусным и пассажирским, в природе существует еще пять.
Корабль был построен под моим общим руководством большой командой специалистов. Одна из самых серьезных работ при его создании – дизайн, над ним трудилась целая группа (в том числе – художники-маринисты) под руководством трех главных дизайнеров – один немец и трое русских. Парусами занимались конструкторы – нам дали рабочий прототип, дизайнеры обработали его так, чтобы это было красиво, но не сильно уходя от геометрии прототипа. После этого паруса вернулись к генеральному конструктору, чтобы все работало, как надо, но обязательно выглядело, как запроектировано дизайнерами. Буквально неделю назад я был в Греции, встречался с людьми из Морского Министерства, и они мне сказали: «Ты не понимаешь, в чем главное преимущество твоего корабля – он самый красивый. К нам приходит много кораблей, и они все симпатичные, но когда приходит твой, то это просто небо и земля».
Что касается легенды – пожалуй, есть одна легенда, связанная с кораблем – это тема названия. Конечно, первая мысль, которая возникает: название было дано по книге Александра Грина – «Бегущая по волнам», но это не так. Корабль строился в Гданьске на бывшей судоверфи, это удобное место для строительства, потому что всем подрядчикам удобно добираться туда – кто-то делает электричество, кто-то делает машинную часть и т.п. И когда его в первый раз спускали на воду, меня там не было, а по традиции при первом спуске корабля на воду юная девушка или девочка должна разбить бутылку шампанского о его борт и благословить корабль. Я попросил генерального конструктора, чтобы его дочка лет восьми, ВерОника, разбила это шампанское. И как он потом мне рассказал, она разбила и сказала: «Плыви по морям и океанам, благословляю тебя, прославляю строителей, которые тебя строили – российских, польских, украинских, немецких, итальянских, и именую тебя «Бегущая по волнам»». Трудно поверить в такое совпадение, потом я ее спрашивал, знает ли она что-то о писателе Грине и его книге, конечно, она ничего не знала.
Есть еще одно удивительное совпадение. У корабля маленькая осадка для парусного судна – за счет свинцового балласта. Обычно используют чугунно-бетонный. Такие корабли с большой осадкой идут по морю ровно, как утюги, а наш действительно скользит по волнам. Такая любопытная деталь, соответствующая названию. Можно, конечно, считать, что все это мистика, но я думаю, что любая случайность – это непознанная закономерность.
Основными нашими клиентами являются люди из стран, где парусное судоходство лежит в исторической основе их общества. Приведу пример: если вы приедете в Германию, в любой город возле моря, Бремен, Бремерхафен, Гамбург, вы на каждом углу увидите морскую символику. В России, если вы приедете в Архангельск, – вы ничего такого не увидите, а если приедете в Сочи, то там вам покажут ракушки из Красного моря. Не хочу сказать ничего плохого, но в России все-таки континентальный менталитет. Да, у нас есть моряки, есть люди, которые работают на таких кораблях или владеют ими в качестве хобби, но всего около двух тысяч во всей стане и чуть ли не половину я знаю лично.
Да, ситуация такая – наши пассажиры чаще всего не наши соотечественники. Хотя в свое время, мы достаточно активно вели работу на российском рынке. Проводили огромное количество мероприятий. Одно из самых больших –мероприятие в Афинах, которое организовала сейчас уже не существующая туристическая компания «Лабиринт». Они умудрились пригласить ровно тысячу директоров турфирм. В первый день их пребывания власти Пирея любезно совместили открытие нового терминала в порту с приездом нашей группы из тысячи туристов. Все было очень красиво, мы подогнали корабль к причалу терминала, в терминале установили акустику, большие видеоэкраны, в общем, был организован красивый праздник с музыкой, с генераторами тяжелого и легкого дыма.
Тысяча директоров российских турфирм плясали и радовались жизни. На следующий день был форум, он проходил в «Мегароне» – это самый крупный концертный зал в Афинах – там были разные доклады из области туристического бизнеса, все это было привычным для публики, они не очень реагировали, но моему докладу аплодировали стоя. А результатом этого был всего лишь один-единственный чартер, который кто-то из директоров заказал для своих друзей на своей день рождения. После этого мы ушли работать в Европу и Америку.
Какие страны интересуются этой темой? На первом месте Соединенные Штаты: у них в каждой более или менее приличной семье считается, что на стене должен висеть портрет прадедушки, на фоне корабля, на котором он приехал. Разумеется, корабль парусный. В США у нас есть несколько системных клиентов. Один из них – это Alumni, программа для выпускников университетов, с которой работают серьезные университеты, в основном знаменитая Лига плюща. Для своих выпускников они устраивают тематические поездки, приглашают одного или двух именитых профессоров, и составляют программу. Например, утром на корабле у них академический час (доклад профессора), потом они купаются, потом они останавливаются и едут на экскурсии, вечером у них ужин, а в предпоследний день – праздничный капитанский ужин. В год у нас бывает до восьми недель таких чартеров от американских университетов.
Обычно к нам приезжают выпускники по специальностям, связанным с тем регионом, где мы плаваем, – лично я был, например, на таком чартере, посвященном клинописи. Какие еще специальности? Археология, подводная археология, история, разумеется, в первую очередь. Мы плаваем в регионе, где один слой цивилизации наслаивается на второй, а на второй третий, а потом четвертый и так далее. Цивилизационные слои идут пластами, поэтому там огромное поле для подобных тематических семинаров. Это Греция, Турция, Албания, Черногория, Италия. Весь регион северной части Средиземного моря.
Следующая страна, у которой в бэкграунде лежат парусные корабли, которая тоже очень активно с нами сотрудничает – Австралия. К тому же, там живет четыре с половиной миллиона этнических греков, которые прямо-таки активно интересуются тем, чтобы покататься по своим родным островам на нормальном парусном корабле. Далее Германия, которая длительное время занимала лидирующие позиции как строитель парусных кораблей в 19 веке. Потом Англия. В меньшей степени – Австрия и Швейцария. Вот, пожалуй, все страны, где люди любят парусные корабли. Соответственно, процентов 80 наших клиентов оттуда, если не больше.
Что такое чартер и что такое круиз? Чартер – это когда судно сдается целиком. Мы в основном работаем по чартерам. Конечно, делаем круизы – но, как правило, всего лишь два в сезон. Круизы – это когда корабль продается покаютно. Первый круиз у нас уже прошел, а второй будет в сентябре. Почему именно так? Потому что для круизных пассажиров мы достаточно дорогой корабль. У нас 18 кают пассажирских и 21 член экипажа. В итоге мы делаем цену круиза чуть-чуть выше рентабельности, чтобы люди, которые хотят, все-таки могли попасть на борт. Но все равно это получается примерно в два раза дороже, чем круиз на большом корабле, где едет тысяча или две тысячи человек.
Но в том-то и прелесть путешествия на нашем судне, что ты плывешь на парусном корабле. И еще у него очень большая площадь палубы – вот эта самая драгоценная тиковая палуба, которая очень ценится в яхтах. В итоге получается 15 квадратных метров на пассажира – вряд ли какой-нибудь большой круизный корабль может похвастаться тиковой палубой вообще и уж 15 метрами на человека точно. И человек, попадающий в круиз, себя ощущает гостем мегаяхты, соответственно. Так что недовольных у нас не бывает. У нас была недавно королевская семья из Дубаи, и они были очень довольны. Несколько раз на борту были миллиардеры – им тоже все всегда нравится. А когда вечером корабль встанет у причала, всем приятно гордо сойти на берег (гордо, потому что в любом порту наш корабль всегда самый впечатляющий) в вечерних костюмах и платьях.
Наши маршруты – очень продуманные, мы не просто плывем от острова к острову, а выстраиваем драматургию путешествия. Например, у нас есть замечательный маршрут, в котором первый остров – Астипалея, остров-бабочка. Корабль входит в бухту, которая всего лишь в два раза больше, чем сам корабль. Маленькая, узенькая бухточка. Это выглядит потрясающе – высокий парусный корабль стоит в маленькой бухте, как будто в луже воды – словно игрушечный. А на следующий день утром пассажиры просыпаются, выходят на палубу и видят, что они находятся в вулканическом жерле, в кальдере острова Санторини.
То есть, люди только проснулись и видят перед собой эту стену, уходящую на 200 метров ввысь. Дальше едут купаться, гулять по острову, смотрят знаменитый закат на Санторини, потом корабль идет на остров Парос, а там знаменитые улочки шириной 123 сантиметра, все такое удивительное и игрушечное. Следующий день – остров Дилос, остров-музей, очень интересный. Там найдено первое исторически известное поселение городского типа на земном шаре, там до сих пор работает древний водопровод, все резервуары, где накапливали воду – все до сих пор работает, несмотря на то, что прошло больше двух тысяч лет. После Дилоса следующая остановка – Миконос. Миконос – это тусовка, тусовка и еще раз тусовка. Дальше – Патмос, противоположность Миконосу.
На Патмосе находится пещера Апокалипсиса, где Иоанну Богослову было дано откровение, там потрясающие монастыри и много зелени – он полностью заросший лесом, средиземноморскими соснами с длинными иголками. Духовная составляющая на Патмосе столь высока, что ее физически ощущают. Ну и последний заход в порт данного маршрута – это Бодрум, Турция: дискотеки, народ отрывается, ложится спать, а утром просыпаются уже на Косе, откуда и уехали.
Все наши маршруты построены по такому принципу – человек провел в море неделю, а ему кажется, что провел в море полгода. Управлял кораблем, ориентировался по звездам, вязал морские узлы, залезал на мачту, видел много непохожих друг на друга островов, прикоснулся к разным цивилизациям и получил массу потрясающих впечатлений.
Немного подробнее о развлечениях, которые доступны на корабле во время плавания. У нас есть гидравлическая аппарель, народ очень любит купаться с нее в чистейшей воде. Еще – уроки вязания морских узлов и подъем на мачту. Со страховкой, естественно, вдвоем с матросом. Но совершенно самостоятельно, по ступенькам, по вантовой лестнице на довольно большую высоту человек поднимается сам, как настоящий пират.
А самая козырная карта у нас такая: в открытом море мы даем человеку возможность порулить. У нас есть ходовая рубка, из которой корабль управляется джойстиком, а выше, на флайбридже, стоит реальный штурвал. Он носит больше характер аварийного. Им мы и даем порулить – представьте, корабль идет под полными парусами в открытом море, и человек понимает, что его действия приводят в движение эту махину. А штурвал тяжелый – это не джойстик.
Есть еще и фотосафари – когда людей на ходу спускают в шлюпки. И они могут фотографироваться и на фоне корабля, и фотографировать сам корабль, и себя на фоне корабля. Или море без корабля, как угодно. Вечером мы проводим мастер-классы навигации по звездам. Есть и целый набор оборудования для различных видов водного порта, и надувная горка, с которой можно очень эффектно скатиться в воду прямо с верхней палубы.
«Бегущая по волнам» – пассажирский корабль, а пассажирский корабль всегда должен соответствовать требованиям безопасности международной конвенции SOLAS. В эти требования входит гигантское количество пунктов, начиная с того, сколько должно быть мест в спасательных средствах (а их должно быть в два раза больше, чем пассажиров) и продолжая миллионом разных нюансов: какие пиктограммы нарисованы, где будут светящиеся полоски, как закрываются клинкерные водонепроницаемые двери, какие системы пожаротушения. Плюс к этому корабль, как минимум, один раз в год проверяют, а еще любой порт, в который заходит корабль, имеет право прийти и все проверить. И у нас европейский флаг – Мальта. Так что мы целиком и полностью соответствуем и конвенции SOLAS, и требованиям флага, которые в некоторых пунктах даже более жесткие.
Татьяна Злыгостева
Источник: FromMillion.ru